Даже если сайт у вас только в планах, вам необходимо знать, какие юридические документы должны быть опубликованы на сайте, чтобы не нарваться на штрафы и судебные разбирательства.

Мы пригласили юриста Дарью Бобикову, чтобы она рассказала о всех юридических тонкостях создания сайта.
документы на вашем сайте
(05/2024)
На сегодняшний день собственный сайт для компании или эксперта скорее необходимость, чем прихоть. Его отсутствие или некачественная сборка могут вызвать большие вопросы. Особенно это касается нехватки юридической документации.
что разместить?
Когда речь заходит о создании сайта, мы сразу начинаем думать: как он будет выглядеть, какие разделы нужно сделать, чем их наполнить. Крутой дизайн и сильные тексты очень важны. Но не менее важно продумать юридическое наполнение.
Если ваши товары и услуги можно купить прямо на сайте
Что нужно: Вам обязательно нужно составить Оферту, опубликовать ее на сайте и следить за ее актуальностью
А иначе: Штраф за работу без публикации оферты — до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ)
Где почитать: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
Если вы собираете любые персональные данные
(ФИО, номер телефона, электронная почта) тех, кто оставляет заявки на вашем сайте или просто является посетителем
Что нужно: На сайте должна быть размещена Политика обработки персональных данных и Согласие на обработку персональных данных
А иначе: Штраф за отсутствие политики обработки персональных данных — до 600 000 руб. (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ). Штраф за отсутствие согласия на обработку персональных данных — до 100 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Где почитать: ст. 6, ст. 18.11 ФЗ «О персональных данных»
Если вы направляете клиентам рекламные рассылки
В мессенджерах, по электронной почте или номеру телефона

Что нужно: Необходимо взять Согласие на направление любых рассылок
А иначе: Штраф за отсутствие согласия — до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
Где почитать: ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе»
Отметим, что жалобы в государственные органы часто направляют не сами клиенты, а конкуренты. Будьте осторожнее.
зачем это нужно?
закон обязывает
Документы, указанные выше, обязательны к размещению на сайте — это предусмотрено законом. Грамотно составленные и размещенные на сайте документы помогут вам избежать административных штрафов и гражданских исков. Также вы сможете отстоять свои права в суде, если они будут нарушены.

безопасное и комфортное сотрудничество с клиентом
Правильно оформленная документация, в частности, публичная оферта, позволяет заранее определить условия вашего сотрудничества с клиентом:
  • Ваши права и обязанности
  • Когда услуга считается оказанной, а товар передан
  • Разделение зон ответственности
  • Информирование клиента о каких-то важных вещах, например, о том, что при нарушении ваших исключительных прав вы можете взыскать компенсацию
  • Заранее определить условия возврата денежных средств
  • Определить перечень конфиденциальной информации, которая не должна распространяться, и т.д.
Прописанные условия позволят избежать неприятных (спорных) ситуаций в дальнейшем.

маркетинг
Юридические документы сегодня стали также иметь и маркетинговое значение. Многие клиенты уже знакомы со своими правами и знают, какие документы должны быть на сайте, а кто-то перед покупкой внимательно их изучает. Клиент охотнее приобретет продукт или услугу, если увидит, что у вас все четко и логично в документах, и для клиента отсутствует риск при вступлении во взаимоотношения с вами.
сбор данных
Особое внимание стоит уделить сбору персональных данных. Добавить форму для заполнения данных на сайт недостаточно, нужны определенные документы.

Мы уже упомянули о том, что обязательно на сайте должны быть:
  • Политика обработки персональных данных
  • Согласие на обработку персональных данных
Политика размещается в подвале сайта и всегда должна быть доступна для пользователя. Согласие же размещается обычно в конце формы сбора данных в виде бокса, где необходимо поставить галочку.

Важно: галочка не должна стоять заранее, клиент физически должен выразить согласие путем нажатия на галочку.
Информация о том, что вы собрали персональные данные с согласия клиентов, должны храниться у вас на серверах для случаев проверки от Роскомнадзора или направления запроса со стороны пользователя.

Сервера необходимо использовать российские, в противном случае нужно также брать согласие на трансграничную передачу данных.
В идеале данные лучше хранить в облаке, виртуальном центре обработки данных (ВЦОД). В законе для такого ВЦОД есть два основных требования:
  • Физическое оборудование должно находиться на территории России.
  • ВЦОД должен иметь аттестат ФСТЭК. Он гарантирует соответствие требованиям безопасности информации на государственном уровне.
Организации, куда можно обратиться за хранением данных: Ростелеком, DataPro, Contell, cloud.ru.

Но малый бизнес редко таким занимается и останавливается на российских сервисах наподобие Яндекс Диска. Санкций за это не последует.

Если вы используете инструменты аналитики (например, Яндекс Метрика), вам необходимо разместить Уведомление о сборе куки-файлов. Обычно его размещают в виде всплывающего куки-баннера. Информацию о куки необходимо отразить в Политике обработки персональных данных.

Кроме документов вы также должны быть занесены в реестр операторов. Для этого необходимо подать уведомление (информация в нем должна соответствовать информации в Политике обработки персональных данных). Заявку нужно подать до того, как вы начнете обрабатывать персональные данные. Процедура подачи несложная, но форму лучше заполнять с помощью юриста, т.к. есть некоторые особенности.
что еще
Если вы используете сайт для рекламы или продажи товаров или услуг, то обязательно нужно указать реквизиты:
  • ОГРН компании или ФИО и ОГРНИП индивидуального предпринимателя или ФИО и ИНН самозанятого;
  • адрес электронной почты и/или номер телефона.

За неразмещение реквизитов штрафа не предусмотрено, но Роскомнадзор может выдать предписание об исполнении этого требования.

Если его проигнорировать, бизнес могут оштрафовать:
  • граждан — на 300-500 руб.
  • ИП — на 1000-2000 руб.
  • малые предприятия — на 5000-10 000 руб.
  • средние и крупные организации — на 10 000 - 20 000 руб.
итоги
Ряд юридических документов обязательно необходимо размещать на нашем сайте, когда мы продаем товары или оказываем какие-либо услуги. И лучше составлять их с профессиональными юристами, чтобы избежать недоразумений и максимально себя обезопасить.

Отсутствие необходимых документов грозит штрафами, т.к. это административная ответственность. Для физических лиц ответственность меньше (в статьях по ссылкам можно ознакомиться подробнее с суммами). Возможна приостановка деятельности компании вследствие нарушения законодательства (что крайне неприятно в момент продаж). Также нужно иметь в виду, что ИП несут ответственность как юрлица, если в статье не указано иное.

Ниже публикуем небольшой чек-лист, чтобы вы могли проверить у себя на сайте наличие всех необходимых документов.
чек-лист
⚬ Публичная оферта (если вы продаете товары и услуги через сайт)

⚬ Политика обработки персональных данных (если вы собираете любые персональные данные на сайте)

⚬ Согласие на обработку персональных данных (если вы собираете персональные данные на сайте)

⚬ Согласие на направление рекламных и информационных рассылок (если вы направляете клиентам рекламные рассылки в мессенджерах, по электронной почте или номеру телефона)

⚬ Уведомление о сборе куки-файлов (если вы используете инструменты аналитики, например, Яндекс Метрика)

⚬ Реквизиты
(другие статьи)
рассказали про то, что стоит за anti.buro, про свой подход в работе и ценности, которых мы придерживаемся
мы взяли интервью у анны антиповой, и поговорили о кейсе студии и о символизме
we are
символизм в дизайне: кейс